Проблема запуска Benelli TNT

Во многих мотоциклах производства Benelli (TNT Сaferacer, Tornado и др.) существует "широко известная в узких кругах" проблема горячего запуска двигателя.

Прогретый мотор невозможно запустить со стартера - его мощности просто не хватает, чтобы прокрутить коленвал. Приходится ждать некоторое время, пока снизится температура ДВС - либо даже заводить мотоцикл "с толкача".

Проблема кроется в трех узлах - ECU (блок управления двигателем), механизме привода генератора и электрической проводке мотоцикла.

Стартер

Электростартер мотоцикла - коллекторный мотор постоянного тока, используемый для прокрутки коленчатого вала при запуске двигателя. Мощность стандартного стартера - около 600-800 Ватт, что согласно закону Ома означает потребляемый ток порядка 60 Ампер при напряжении 12 Вольт.

Сопротивление штатной проводки к стартеру у Benelli составляет примерно 0.06 Ом, что по формуле U = I*R означает падение напряжения в 3.6 Вольт. В итоге, 216 Ватт мощности греют соединительные провода, вместо того чтобы вращать коленчатый вал.

Решением проблемы является замена силовых проводов стартера на аналогичные большего сечения, пропайка всех соединений и проверка состояния контактов реле стартера.

В результате проведенных работ сопротивление проводки от клеммы АКБ до стартера не должно превышать 0.01-0.02 Ома по постоянному току.

Кстати, замер таких малых значений возможен только при помощи специального прибора, использующего 4х контактное подключение к цепи - так называемый мост Кельвина. Задача в том, чтобы исключить влияние сопротивления проводов омметра на точность измерения.
Обычные бытовые "мультиметры" используют 2х проводное подключение и из-за большой погрешности непригодны для оценки низких сопротивлений.
Мост Кельвина

 

Двигатель 

Вторая проблема запуска Benelli - заводской брак шестерни привода генератора, так называемая Проблема Z25 .

Из-за производственной ошибки при изготовлении детали - шестерня на некоторых двигателях имеет смещение центрального отверстия, эксцентриситет. В результате, при вращении - существует такое положение шестеренки, когда зазор в зубчатом зацеплении становится равен нулю - что приводит к "заклиниванию" пары.

Нагрев двигателя проблему усугубляет - тепловое расширение способно не только увеличить усилие, требуемое для проворота механизма - но и сломать детали в некоторых ситуациях.

Существуют случаи поломки вала генератора и даже шестерни корзины сцепления.


Узел находится за корзиной сцепления и доступен для осмотра после ее снятия.

Решение проблеммы - замена шестерни и вала привода генератора на заведомо исправные - не дожидаясь поломки шестерни.

Комплект Z25





Замена шестерни подразумевает частичную разборку двигателя и должна выполняться только квалифицированными специалистами:

Шестерня корзины сцепления
Поломанный вал генератора
Z 25 Benelli

 

Benelli Caferacer

ECU 

Стартовый угол зажигания по заводским настройкам слишком ранний, что может привести к "обратным вспышкам" и сложностям в запуске. Эта проблема самая простая и решается перепрошивкой системы управления двигателем на Benelli.

Но - следует обратить внимание, что на разных годах Benelli используются разные блоки управления: Sagem либо Walbro - поэтому, несмотря на внешне похожий диагностический разъем - оборудование для перепрошивки ECU используется разное.
Перед подключением "сканера" следует убедится в используемом протоколе соединения - CAN или UART, чтобы избежать выхода из строя диагностического оборудования и ЭБУ мотоцикла.