Что изображено на графике с диностенда

Результатом тестирования силовой установки на динамометрическом стенде - является набор графиков, отображающий зависимость мощности и крутящего момента двигателя в зависимости от его оборотов.

Пример подобной диаграммы приведен ниже:

график с диностенда Raptor 700


Здесь показан замер двигателя квадроцикла Yamaha Raptor 700 на нашем моторном динамометрическом стенде. Паспортный объем двигателя - 700 куб.см. Как видно по горизонтальной оси (X) - снятие характеристики проводилось в интервале оборотов от 1000 до 9000 RPM.

По оси Y - измеренные величины мощности и момента, умноженные на 10 для удобства пересчета. Например, числу 400 соответствует 40л.с. или 40Н*м.

2 графика - показывают усредненные характеристики мощности (оранжевая кривая) и крутящего момента (зеленая) двигателя.

Максимальный крутящий момент , 101 Ньютон*метр достигается в диапазоне от 3000 до 3500об/мин, а максимальная мощность находится на 7000 RPM.

Это очень высокие показатели для одноцилиндрового двигателя квадроцикла, показывающие что он был предварительно доработан для получения подобного результата.

Здесь следует иметь ввиду, что значения мощности и момента бывают в разных стандартах и могут быть измерены на разных стендах. Так, мощность с колеса всегда меньше чем мощность с коленвала - и при использовании колесного диностенда всегда указывается какой именно параметр выведен на экран. На моторном стенде - цифра всегда с коленчатого коленвала, но иногда для моторов со встроенной КПП (квадроциклы и мото-техника) указан номер включенной передачи - он влияет на настройки подачи топлива и углов зажигания.

Тип стенда определить можно очень просто.
При замерах мощности и настройке на моторном стенде - двигатель установлен на спец.оборудование отдельно от рамы. Измеритель подключен при помощи карданного вала напрямую к ДВС. Двигатель обычно опутан множеством проводов и датчиков:

диностенд для квадроциклов

 

Когда график записывается при использовании колесного диностенда - мотоцикл тестируется в полностью собранном состоянии, вращение на измеритель передается через колесо и барабан стенда. Используются специальные стропы для того чтобы прижать мотоцикл к барабану и уменьшить проскальзывание колеса. Датчик газоанализатора помещается в отверстие глушителя. Остальные измерители как правило не применяются, в связи с затрудненным доступом к деталям двигателя.

диностенд для мотоцикла


Но - вернемся к графику. Теперь понятно, что записан он на моторном стенде - об этом свидетельствует надпись "Engine Dyno" в заголовке. Обратите внимание на ровный участок, как говорят - "полку" крутящего момента, находящуюся в диапазоне от 3000 до 4200 об/мин. После резкого набора момента, "подхвата" на 1500 оборотах - величина некоторое время колеблется в пределах 10Н*м. После 4000 - начинается плавный спад характеристики крутящего момента, но - так как обороты непрерывно возрастают - мощность тоже растет, и достигает своего пикового значения в 78л.с. на 7082 об/мин.

После того как падение момента стало более резким (>8000RPM) - можно наблюдать и "завал" характеристики мощности.

Графики мощности и момента при корректном измерении всегда имеют пересечение приблизительно на 7000 оборотов.


Таким образом - мы видим, что значения мощности и крутящего момента - взаимосвязаны. Почему это происходит - тема для отдельного материала.

Иногда на "замерах" - не подписано - какая линия показывает мощность, а какая - момент. Их несложно отличить. Кривая мощности практически всегда идет с наклоном около 45 градусов из левого нижнего в правый верхний угол графика. Крутящий момент - более ровный и обычно его линия находится практически горизонтально.


На графиках с диностендов можно видеть и другие параметры - например, состав какого-либо компонента газовой смеси выхлопа, удельный расход топлива, коэффициент потерь на трансмиссии и другое. Иногда, при использовании аналитических моторных стендов - можно строить довольно "экзотические" диаграммы - например взаимосвязь мощности двигателя от длины выпускного 
тракта.
Приведем пример - на изображении ниже показаны зависимости температур антифриза до и после радиатора, при замере характеристик двигателя ВАЗ 21126 на нашем моторном стенде. Такие диаграммы позволяют определить эффективность применяемого радиатора и - они тоже является разновидностью графика со стенда:

график с двигателя ВАЗ21126


Отображение дополнительных параметров можно включать в программном обеспечении стенда, при необходимости их анализа в процессе настройки.

Но, в отчете по любой работе связанной с настройкой или ремонтом двигателя - всегда должны присутствовать характеристики 2х величин - Мощность, и Крутящий момент. 
Эти значения являются своеобразной "точкой отсчета" для всех остальных параметров двигателя.