Настройка Benelli TNT Caferacer
Cafe Racer 1130 основан на более ранней модели TNT, с применением новейших деталей и разработок.
Так, одним из новшеств - стала возможность изменения настроек мотора простым нажатием кнопки переключения топливных карт. Блок управления двигателем позволяет управлять мощностью и крутящим моментом мотоцикла для лучшего управления им в различных дорожных ситуациях.
В то же время, по спецификации - в данном мотоцикле не установлены элементы изменения фаз ГРМ или геометрии впуска, что означает - кнопкой переключаются только карты углов опережения зажигания и количества подаваемого в цилиндры топлива.
Как известно из теории ДВС, для определенной геометрии двигателя (степень сжатия, форма впускного/выпускного тракта и так далее) - оптимальной является только лишь один набор карт УОЗ/топлива, которые обеспечивают отдачу максимальной мощности при любых соотношениях нагрузки/оборотов двигателя. Соответственно, изменив карту в целях уменьшения мощности в каких-то режимах - мы получаем богатую смесь ("беднить" нельзя, т.к. будет повышенная температура горения), повышенный расход топлива и сильный запах бензина при работающем моторе.
Это является "отрицательной стороной" переключения карт без изменения геометрии.
Как раз с такими проблемами к нам и приехал на настройку Caferacer 2006 года.
В качестве метода настройки было выбрано изменение калибровок заводского блока управления двигателем, и настройка одной корректной карты топливоподачи.
Для перепрошивки "мозга" мотоцикла используется программно-аппаратный комплекс TuneBoy, состоящий из переходника с внутреннего диагностического протокола мотоцикла на стандартный USB порт и программ TuneEdit, Tune Boy, DataLogger. Данное программное обеспечение предназначается для настройки мотоциклов Benelli, Aprilia, Ducati и некоторых других.
|
К сожалению, TuneEdit не является программой on-line калибровки, все изменения делаются в файле, находящемся на компьютере - после чего он загружается в память мотоцикла. Загрузка длится в среднем 1-2 минуты, из-за чего процесс настройки превращается в довольно длительную процедуру. При настройке, карта правится в среднем 30-40 раз, а в сумме это почти час только на загрузку данных!
В TuneEdit, глобально присутствуют 2 карты - Fuel и Ignition Trim, поправки к картам топлива и зажигания.
По оси X карта построена по оборотам двигателя, Y - нагрузка (по датчику положения дроссельной заслонки).
Карта Fuel содержим числовые значения виде "3499, 2847, 4723" и т.п. Что эти числа значат - нигде не объясняется, только что увеличение числа увеличивает подачу топлива. Судя по всему, это какие-то внутренние единицы блока управления двигателем.
Fuel Trim изменяет эти числа на проценты, задаваемые в ней (примерно как в PowerCommander).
В карта Ignition находятся углы опережения зажигания, в градусах.
Карты могут отображаться как в двухмерном, так и 3D виде - что удобно, т.к. иногда полезнее видеть форму "поверхности" топливной таблички, чем сырые цифры:
Так же, если завести мотоцикл и установить с ним соединение - программа умеет показывать режимную точку ДВС - то есть его текущие обороты и положение дросселя, что необходимо при настройке на стенде:
Итак, мотоцикл установлен на стенд и из памяти блока управления скопирована "заводская" прошивка, чтобы в случае неудачной настройки всегда можно было загрузить резервную копию и начать с начала:
Далее, отключена возможность выбора карт, т.к. в любом случае какая то карта будет менее эффективной. Произведен замер мощности на заводской карте:
Опуская подробности, скажу что настройка заняла более 5и часов, в результате мы получили новые таблицы впрыска топлива и углов зажигания, а так же более оптимальный график мощности. Настройка проводилась на оборотах выше 4500, т.к. до них заводские калибровки работают удовлетворительно.
Было так же отмечено странное поведение мотоцикла на оборотах 7500 ("провал" на графике мощности). Более внимательное изучение процессов, происходящих в данной точке - показало, что "мозги" непредсказуемо меняют УОЗ в данном месте, и - синхронно с этим подается управляющий сигнал на сервопривод EXUP заслонки. А так как заслонки в выхлопе не было - то наблюдается "провал" характеристики на графике со стенда. Видимо, его исправить возможно только вернув заслонку или перейдя на другой блок управления двигателем.
Еще интересный момент - Tuneboy позволяет корректировать карты базовой подачи топлива, но не позволяет менять проценты обогащения смеси при резком ускорении и по температуре. Так же, судя по всему - при "холодном пуске" работает вообще другая топливная карта, не доступная для редактирования (но, ее можно посмотреть в соответствующем меню TuneEdit). Поэтому для идеальной настройки - на мотоциклы с подобными блоками управления, мы рекомендуем дополнительно устанавливать широкополосный лямбда-зонд, использующийся в режиме "closed-loop" для постоянной подстройки состава смеси под ту, которая была определена как оптимальная на диностенде.
И, на последок - как это ни парадоксально, на состав смеси в этом мотоцикле влияет - включен дальний свет, или нет! Видимо, при изменении напряжения в борт.сети изменяется уровень сигнала с какого-либо датчика (температуры или давления), что влияет на настройку двигателя. А, возможно это и задумка инженеров Benelli - для компенсации дополнительной возникающей нагрузки на генератор.