Установка EXUP на Ninja ZX-6R
На установку КЛОНа приехал Kawasaki Ninja ZX-6r . Так как задача для настройки на диностенде довольно не типичная (ведь стандартная просьба - увеличить мощность мотоцикла), стали разбираться. При запуске на холодную с мотоциклом было все нормально. Обороты около 1500, держатся устойчиво. Но, после прогрева до температур более 50 градусов - обороты начинают плавать с довольно большой амплитудой, не свойственной для этой модели! То есть на не полностью прогретом мотоцикле ехать не возможно в принципе. Немного странно для современной системы электронного впрыска топлива! К тому же, на системе выхлопа стоит катализатор и целых два узкополосных лямбда-зонда. |
Как всегда, диагностика начинается с вопросов к Клиенту - после каких модификаций мотоцикла возникла такая проблема. Становится известно, что был установлен прямоточный выпуск взамен стокового, удалена заслонка EXUP и установлена "обманка" на сервопривод EXUP. Обманка представляет из себя дюралевую пластинку, ограничивающую ход сервопривода - что позволяет "мозгам" думать, что заслонка присутствует - из-за чего они не выдают ошибку.
Сравним. Тюнинговый прямоточный глушитель:
И стандартный, с установленной заслонкой:
Вот оно - решение проблемы - лежит на поверхности. Подтверждение гипотезы, что отсутствие EXUPа влияет на холостой ход, делается очень просто. Мотоцикл прогревается до рабочих температур, обороты начинают "плавать".
Закрываем отверстие выхлопной трубы ладонью (по сути, иммитируем наличие сопротивления, создаваемого заслонкой) - двигатель начинает работать нормально.
Решение - устанавливать EXUP обратно. КЛОН с холостым ходом не поможет. Но, его устанавливать все равно придется, т.к. из-за прямотока смесь на режиме 100% нагрузки несколько бедная, и двигатель не развивает полную мощность.
В первую очередь, определили место установки клапана. Оно будет немного не там, где стоял Экзап "в стоке", т.к. форма прямоточной банки другая.
Далее, узел с заслонкой был аккуратно отрезан от стокового глушителя:
Изготовлена переходная втулка (так как диаметры труб на стоковом и прямоточном выхлопе довольно сильно отличаются), определено точное новое положение узла с заслонкой:
и EXUP приварен аргонно-дуговой сваркой в разрез трубы тюнингового глушителя:
Проверка работоспособности - заводим мотоцикл, прогреваем. Обороты плавают. Закрываем заслонку (просто руками поворачиваем шкив) - двигатель работает идеально.
Ждем пару часов чтобы мотоцикл полностью остыл. Закрываем заслонку. Заводим. Пробуем газовать на холодную - не глохнет, но обороты набирает с провалом на 2-3 тыс. Значит, настройка все-таки немного "сбита" из-за другой точки установки ЭКЗАПА.
Но, с этим КЛОН уже справится.
Устанавливаем проводку и плату контроллера :
Настраиваем карту в районе зоны холостого хода. Для достижения состава смеси 13.5 единиц, получаем коэффициенты коррекции вида:
RPM | 0 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | 3500 | 4000 | 4500 |
TPS<10% | 100 | 100 | 110 | 120 | 130 | 130 | 120 | 120 | 110 | 100 |
Как видно из таблицы, на оборотах 1500-3500 подача топлива увеличена на 30%. Это говорит о том, что в этом диапазоне двигатель стал иметь более высокую эффективность, и - следовательно - крутящий момент увеличился. Разумеется, ценой несколько повышенного расхода топлива - но, на практике это заметно не будет, т.к. столь низкие обороты используются на мотоцикле только на холостом ходу и при троганье с месте.
Итак, с холостым ходом разобрались.
Продолжаем настраивать мотоцикл на стенде, в нагрузочных режимах. На 100% открытом дросселе получаем таблицу поправок:
RPM | 7000 | 7500 | 8000 | 8500 | 9000 | 9500 | 10000 | 10500 | 12000 | 15500 |
TPS>90% | 93 | 96 | 100 | 94 | 83 | 80 | 77 | 76 | 76 | 77 |
Здесь мы видим, что подачу топлива приходится уменьшать. Как это ни печально - это говорит о том, что эффективность этой "банки" на высоких оборотах - ниже чем у стокового выхлопа!
После настройки, смотрим 2 графика. Мощность с динамометра выведена с учетом потерь на трансмиссии (фактически - с коленвала) и ее можно сравнивать со паспортной (128 лс на 16000об) :
Заключение. Как это ни парадаксально, многие производители прямоточных выхлопов не задумываются о газодинамике своих продуктов. Для них - больше важны низкая цена, звук и внешний вид.
Совершенно очевидно, что прямоточный выхлоп - это спортивный тюнинг, при установке которого (и соответствующей настройки двигателя!) мотоцикл должен начать ехать "на верхах", при этом то, что происходит на оборотах <5000 обычно не учитывается.
Но, довольно часто получается, что без существенных доработок, например - как в этой статье (установка заслонки EXUP), требующих сварки, специфической настройки и так далее - мотоцикл начинает ехать существенно хуже.
В любом случае, этой ZX-6R повезло - несмотря на то что производитель глушителя забыл, что это не только предмет дизайна мотоцикла, но и компонент двигателя - получилось достичь довольно серьезного прироста мощности на низких оборотах, некоторого на больших (хотя, правильно расчитанный выхлоп дает куда больший прирост мощности на высоких оборотах) и довольно ровную характеристику двигателя.