Ремонт двигателя мотоцикла Bandit 1200
Ремонт мотора мотоцикла Suzuki Bandit после некорректной переборки в другом сервисе.
Со слов владельца - после некачественной сборки мотор был запущен. "Было много масляного дыма и посторонние шумы".
ДВСку привезли к нам в разобранном состоянии. Детали были сильно загрязнены, следы коррозии на стальных элементах крепежа означали, что двигатель пролежал в сыром помещении минимум несколько лет - неизвестно, в собранном или вскрытом состоянии.
Отдельно в коробке шел набор "сделай сам" - смесь крепежа от этого двигателя, и нескольких других мотоциклов. Было сказано, что детали от этого мотора "вроде бы все здесь" :)
Мы смогли не просто восстановить этот двигатель, но и форсировать его - увеличением рабочего объема, установкой спортивных распредвалов и карбюраторов.
Начнем с разборки того, что пока не может называться Двигателем - и изучения состояния имеющихся деталей. Так же нужно определить все ли детали на месте, оригинальные они - или нет.
Блок цилиндров
Большое количество герметика на привалочных плоскостях. Царапины. Следы окисления на алюминиевых деталях и коррозия на крепежных элементах, гильзах.
Сборка явно была выполнена с нарушением заводских технологий - видимо, повторно использовались старые прокладки ГБЦ и блока, а "для надежности" применили герметик.
Головка блока цилиндров
Снаружи - более-менее целая (за исключением грязи, нагара и герметика).
Но внутри - все имеющиеся маслоканалы тщательно заполнены герметиком.
Картер двигателя
Вот в таком виде он попал к нам на стол:
Внешний осмотр - некоторое количество отсутствующего крепежа. Все резиновые уплотнения подлежат замене, так как они высохли и потрескались от старости. Большое количество грязи внутри.
После снятия боковых крышек стало понятно, что над кронштейном датчика положения коленчатого вала тоже "поработали" - отверстия под крепежные винты довольно неаккуратно расточены, видимо была попытка вращать датчик для изменения начального угла опережения зажигания. На пластине нацарапаны "метки".
Поддон двигателя
Как говорится - без комментариев.
Внутри найдено:
- Направляющая от ГБЦ
- Песок
- Обломки пластика от башмака цепи ГРМ
- Герметик
- Тонкая металлическая шайбочка
- Насекомое в сетке маслоприемника
Мы затрудняемся идентифицировать, к какому виду из отряда Blattoptera принадлежит данное насекомое - и предоставляем уникальную возможность сделать это Читателю самостоятельно:
Биология - не наш профиль, мы не можем рассказать - чем моторное масло привлекательно для тараканов, а вот объяснить как появились глубокие царапины на шейках коленвала - проблем нет:
На всех шейках коленвала присутствует существенный износ, царапины и задиры. Такие повреждения характерны для наличия крупных частиц абразива в масле. Нескольких минут работы мотоцикла после неправильной переборки двигателя - хватило, чтобы получить существенную выработку на деталях:
Похоже, что в мотор при сборке попал абразив от "болгарки", точила (наждака), или чего-то подобного.
На этом заканчиваем историю "как делать не надо", и переходим непосредственно к ремонту мотоциклетного двигателя:
Восстановление коленвала мотоцикла
Установили коленвал на станок. Напылили металл на поврежденные шейки методом Plasma Spray Coating
После нанесения покрытия выполнили финишную полировку вала. Результат ремонта мотоциклетного коленвала - на фото:
Ремонт ГБЦ мотоцикла
Разобрали и вынули клапана ("рассухарили").
Отмыли от грязи и герметика. Поправили поврежденные седла, заменили маслосъемные колпачки:
Для очистки клапанов от нагара использовали подогретый щелочной раствор и ультразвук. Щетки и прочие механические средства применять нельзя - ими можно оставить царапины на стержне клапана:
Далее - особенно комментировать нечего. Обычный процесс ремонта и сборки картера двигателя мотоцикла. Очистка всех деталей, использование только оригинальных комплектующих, новые прокладки и вкладыши. Единственное, что было модифицировано в "нижней" части двигателя - на зуборезном станке несколько "завалены" углы на некоторых шестернях КПП для снижения ударных нагрузок при переключении передач.
Фотографии сборки блока:
Механизм привода копирного вала КПП:
Посадочное отверстие под сальник вала ведущей звезды пришлось наваривать "аргоном" и протачивать - были глубокие забоины - видимо, кто-то пытался извлечь сальник без разборки двигателя, поддевая его отверткой или чем-то подобным:
Перед установкой коленвала на вкладыши нанесено специальное густое масло, обеспечивающее смазку в первые секунды работы двигателя, пока штатный маслонасос не прокачает систему:
Корзина сцепления - пожалуй, единственная деталь, которую не пришлось ремонтировать:
Расточка и сборка блока цилиндров
Установлены поршневая группа Wiseco увеличенного диаметра:
Блок цилиндров - расточен под соответствующий диаметр, выполнена хонинговка (финишная обработка, удерживающая масляную пленку на зеркале цилиндра). Подобран оптимальный зазор в компрессионных кольцах. Блок установлен на нижнюю часть картера:
Так как шпильки крепления ГБЦ - одноразовые, к тому же они были существенно повреждены коррозией и предыдущими "мастерами" - разумеется, мы их заменили на новые - но не фирмы Suzuki, а усиленные - выдерживающие почти вдвое большую нагрузку на разрыв. На фотографии - стандартная шпилька (справа) и усиленная.
Штатные распредвалы этого мотора - повреждены коррозией. Ставим спортивные валы Youshimura:
Окончательная сборка головки цилиндров и газораспределительного механизма:
Ставим маслоприемник и поддон:
Закрываем клапанную крышку. Ставим масляные магистрали, стартер, генератор.
На этом - ремонт двигателя мотоцикла можно считать завершенным.
Настройка карбюраторов на диностенде
После сборки - двигатель был установлен в раму мотоцикла. Вместо штатный карбюраторов - установлены плоскодроссельные Mikuni.
Несмотря на то, что производитель карбюраторов указывает, что "синхронизация не требуется" - на всякий случай мы проверили ее электронным прибором собственной разработки. Разумеется, присутствовала разница давлений между цилиндрами. После точной настройки карбюраторов и выравнивания давления - мотор на холостом ходу заработал значительно ровнее:
После подбора положения иглы и главного жиклера - диностенд показал впечатляющие 151л.с. и крутящий момент в 122 Ньютонов !
Результаты - на графиках со стенда: