Тюнинг KTM 690 SMC - EVO 2
Мотоцикл KTM 690 SMC R построен на базе одноцилиндрового четырехтактного двигателя водяного охлаждения, объемом 690куб.см и имеет заявленную производителем мощность в 67 л.с. KTM предлагает для его усовершенствования - готовые решения в виде двух вариантов набора, предназначенного для увеличения мощности - EVO 1 и EVO 2 Kit. EVO 1 состоит из модифицированной крышки короба воздушного фильтра и прямоточной выпускной системы фирмы Acrapovic. EVO 2 - более интересен. Этот набор предполагает полную замену короба фильтра, установку системы Acrapovic - и, самое интересное - в его комплекте поставляется распредвал с другой формой кулачков.
|
Набор KTM EVO 1 | Комплект KTM EVO 2 |
Для эксперимента - чтобы изучить, какие характеристики можно снять с двигателя одноцилиндрового КТМа - не прибегая к серьезным доработкам - был выбран именно EVO 2.
Начнем с того, что проверим - действительно ли выдает мотоцикл заявляемую производителем мощность. Записываем график внешней скоростной характеристики (ВСХ) на стенде.
Результат оправдывает ожидания - новый мотоцикл без пробега показывает 67.7лс на 6886RPM - что, учитывая погрешности измерения - совпадает с паспортными данными.
В заводской комплектации - короб воздушного фильтра имеет внушительные габариты и занимает практически все пространство под сиденьем. Забор воздуха сделан через плоский изогнутый патрубок в верхней части "AIRbox'а". Аккумулятор установлен в отсеке за корпусом фильтра, ближе к хвостовой части мотоцикла и зафиксирован при помощи дюралюминиевой скобы, крепящейся двумя винтами к раме. Рядом находится реле стартера, блок управления двигателем и большая часть остальной электроники мотоцикла. |
|
Особый интерес представляет 6и контактный диагностический разъем, закрытый технологической заглушкой - и потенциометр с нанесенной на его корпусе шкалой: он находится внутри резиновой оболочки и крепится к планке, на которую так же установлены силовые реле.
Штатный воздушный фильтр мотоцикла выполнен из гофрированной бумаги и имеет прямоугольную форму. Стоит заметить, что он не создает излишнего сопротивления - фильтры подобной формы и размера устанавливаются на автомобильные двигатели мощностью около 100 лошадиных сил, в данном случае мы имеем всего лишь 67. По этой причине, замену фильтра на аналогичный нулевого сопротивления - без замены корпуса - мы сочли нецелесообразной. |
Используя в качестве основы для расчетов - математические уравнения, опубликованные в работе А.И.Комкина "О ВЫБОРЕ ПАРАМЕТРОВ РЕЗОНАТОРА ГЕЛЬМГОЛЬЦА В УЗКОМ КАНАЛЕ" - пришли к выводу, что геометрия впускного тракта оптимизирована в первую очередь для снижения уровня шума от всасываемого воздуха.
Характерных рабочих частот, обычно используемых для повышения эффективности двигателя - обнаружено не было.
Распредвал, поставляемый в комплекте EVO 2 - имеет более широкую фазу впуска, и как следствие - фазу перекрытия, что увеличивает объемное наполнение на высоких оборотах двигателя, но ухудшает его в зоне малых нагрузок. Механизм декомпрессора не изменен, высота подъема клапана так же осталось прежней.
Новый распредвал находится слева; стандартный заводской вал - справа.
Грамотный специалист может заметить, что на графике с динамометра, приведенном в начале статьи - кривая отношения воздух/топливо находится на уровне 15 единиц. Это не ошибка подключения датчика, или "подсос" воздуха в выпускном тракте мотоцикла - а результат работы системы SAS.
Существует эмпирически выведенное нами правило - если есть законодательное требование о наличии какого-то узла на мотоцикле, отвечающего за экологию - значит, его нужно деинсталлировать в первую очередь.
Secondary Air System - тому не исключение. Хитроумный механизм, состоящий из лепесткового клапана на крышке ГБЦ и электромагнитного соленоида - нужен лишь для уменьшения времени разогрева катализатора с помощью подачи избыточного количества окислителя в выпускной тракт. | |
Открывая электромагнитный клапан в определенный момент - "мозг" мотоцикла подает чистый воздух внутрь выхлопного коллектора. Датчик на динамометрическом стенде показывает большее содержание кислорода, как следствие - бедную смесь. |
Этой системе, как и остальным "прихотям экологов" - однозначно прописываем дорогу в мусорное ведро. Для точной настройки двигателя - необходимо видеть истинный состав смеси отработанных газов.
Вместо лепесткового клапана - фрезеруется алюминиевая заглушка. Система шлангов и электромагнитный клапан удаляется, а в прошивке ECU мы отключили функцию проверки на наличие этого механизма.
Точно так же поступили и со штатным лямбда-зондом, который непрерывно контролирует - все ли экологические системы работают нормально, и регулирует состав смеси для достижения максимально "чистого" выхлопа.
Процедура замены распредвала - стандартная, и не требует особых комментариев, кроме того что после установки нового вала из комплекта EVO 2 - обязательно проводится проверка зазоров клапанов. |
Стандартный AirBox меняется на фильтр нулевого сопротивления, одеваемый непосредственно на дроссельный узел. Так как установке новой системы впуска мешает аккумуляторная батарея - ее переносим в переднюю часть мотоцикла, используя специальный кронштейн. Силовые провода так же пришлось удлинить, а датчик температуры впускного воздуха теперь расположен на раме мотоцикла вблизи дроссельной заслонки.
После внесения изменений в "железо" мотоцикла - настроили таблицы управления в ECU при помощи динамометрического стенда:
В результате проведенных нами работ - мощность мотоцикла удалось увеличить до 76.3лс, что с учетом уменьшения его массы (за счет замены выпускной системы) обеспечило весьма существенную прибавку динамики в дорожных условиях.