MV Agusta F4 - система охлаждения
На мотоциклах MV Agusta F4 существует известная проблема - из-за недостаточной производительности водяной помпы, на низких оборотах двигателя - скорость циркуляции антифриза в системе охлаждения слишком низкая для эффективного охлаждения. Это приводит к быстрому росту температуры при движении с небольшой скоростью и перегреву двигателя. |
Agusta F4 - изначально создан для мотоспорта и не предназначен для эксплуатации в городских условиях. Как только скорость движения падает ниже 30-40км/ч (например, в "пробках") - столбик термометра на приборной панели начинает приближаться к красной зоне.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в некоторых модельных годах - у Агусты существует проблема с компрессионными кольцами. Из-за заводского дефекта - материал колец имеет низкую температурную устойчивость, при незначительном перегреве двигателя - они теряют эластичность, перестают "пружинить". Это приводит к падению компрессии, возникает износ цилиндро-поршневой группы, мощность двигателя - падает. |
Решением проблемы охлаждения может быть либо увеличение числа оборотов крыльчатки помпы, либо увеличение площади и количества лопастей на ее рабочем колесе.
Изменение передаточного числа привода водяного насоса на Agusta сопряжено с некоторыми трудностями, но в продаже существует несколько вариантов "тюнинговых" водяных помп. Они устанавливаются вместо штатного насоса и имеют крыльчатку в 1.5-2 раза больше чем стандартную. Но, к казалось бы - к простейшей операции по ее замене, нужно подходить очень внимательно. |
Так - при осмотре новой помпы охлаждения, сразу же бросилось в глаза несколько неприятных моментов:
Крыльчатка помпы держится при помощи гайки М8. Гайка не имеет механической фиксации, и в процессе работы двигателя - ничто не мешает ей просто выкрутиться. Если это произойдет - получаем поломку крыльчатки. | |
Длина вала водяной помпы на 7 миллиметров меньше, чем у заводской. В итоге, длина зацепления шлица составляет не более 2-3 миллиметров. Первое время - работать, конечно - будет. Но столь малое пятно контакта не может передавать довольно большую мощность на вал помпы - и, соединение непременно разрушится. | |
Крепежное ушко помпы при установке упирается в стенку двигателя. | |
Корпус помпы центруется внутри двигателя при помощи конуса, на котором находится уплотнительное резиновое кольцо. Проверим, совпадает ли угол конуса. Наносим специальную краску на конус помпы, устанавливаем в двигатель. Сняв деталь - можно увидеть, что угол центровочного конуса новой помпы для Agusta - не правильный. На фотографии видно, что пятно контакта, отмеченное синей краской - составляет всего лишь 20-30% от площади отверстия. |
|
Выходной штуцер расположен таким образом, что шланг одеть на него невозможно - он практически касается корпуса ДВС |
Получается, что не смотря на высокую стоимость и красивый внешний вид - деталь "одноразовая". Да, поставить ее можно. Да, она будет работать. Какое-то время.
Судя по всему - помпы изготовлены на целую линейку мотоциклов MV Agusta (F4, Brutale и т.л.) - на какие-то подходят хорошо, на другие - не очень. Что, впрочем - не мешает их продавать, а сервисам, зарабатывать деньги на ремонте перегретых моторов после такого "тюнинга".
Эту деталь можно доработать, и работать она будет весь ресурс двигателя - аналогично заводской конструкции.
Начнем с центрующего конуса. Необходимо полностью разобрать водяной насос, извлечь из его корпуса вал, подшипники и сальники.
Далее - деталь устанавливается на планшайбе токарного станка, и микрометрическим индикатором выставляется соосно оси вращения шпинделя. Биение должно составлять не более 0.01-0.02мм, иначе в процессе работы помпы можем получить износ приводного вала:
При помощи контрольной оправки измеряем угол конуса стандартной помпы и программируем получившиеся значения в ЧПУ станка. Протачиваем конус.
Полученный результат - центровочный конус с правильным углом - на фотографии ниже:
Далее - вал. К сожалению, он слишком короткий - и доработать его невозможно. По этой причине мы изготовили полностью новый вал. Все поверхности вращения выполнены на токарном станке с ЧПУ. Шлиц под зацепление с двигателем - сделан на универсально-фрезерном станке.
После всех операций - необходимо выполнить термообработку вала (закалку), так как со временем сальник может проточить в нем канавку, что приведет к поломке помпы. Надо заметить, что заводской вал - не имеет термообработки, что еще раз говорит о низком качестве данного изделия. После термообработки поверхность вала полируется специальным приспособлением.
Наш вал - каленый, черного цвета, более длинный. Заводской - "сырой", серебристого цвета:
Выходной штуцер помпы укорочен, а крепежное ушко доработано таким образом, чтобы обеспечить зазор относительно корпуса двигателя. При сборке крыльчатки насоса - крепежная гайка зафиксирована "точкой" аргонно-дуговой сварки. Такая фиксация гарантирует надежность соединения, и в то же время - при необходимости, ее можно аккуратно срезать и разобрать узел.
После сборки и проверки корпуса насоса на герметичность - помпа установлена на мотоцикл. Стандартные заводские шланги заменены на силиконовые - они выдерживают значительно большее давление, чем резиновые.
Тестирование мотоцикла MV Agusta на динамометрическом стенде - показало надежную работу системы охлаждения и значительное снижение рабочей температуры ДВС в режиме холостого хода и частичных нагрузок.
Но, следует заметить - подобная доработка системы охлаждения - по трудоемкости, не сильно отличается от изготовления полностью нового водяного насоса.
По результатам анализа конструкции системы охлаждения и рынка "тюнинговых" помп на MV Agusta - можно однозначно рекомендовать крайне внимательно относится к их установке, а при необходимости доработки данного узла - доверить выполнение этой операции специалистам, имеющим соответствующую квалификацию и оборудование.
p