Тюнинг KTM Adventure 1190
1190 Adventure является продолжением линейки туристических мотоциклов KTM. По сравнению со старым 990-кубовым Адвенчером, объем его двигателя составляет практически 1.2 литра.
Обновленный КТМ так же получил тонкостенную раму из хром-молибденовой стали, и мощный двигатель, ранее устанавливаемый только на спортбайки серии RC8. Применена система электродистанционного управления дроссельной заслонкой, "электронный газ".
|
Но - у любой новой техники, есть и свои недостатки.
К счастью - у КТМов их не много.
Так, из очевидных проблем - 1190-й - с завода имеет плохое уплотнение крышки короба воздушного фильтра, в результате чего существует вероятность попадания не очищенного от пыли воздуха, во впускной тракт двигателя.
На данный момент времени - существуют 2 альтернативных варианта воздушных фильтров.
Надо заметить, оба - требуют перенастройки системы подачи топлива (это можно сделать при помощи контроллера КЛОН или PowerCommander).
Но - про чип-тюнинг мотоцикла - чуть позже, сначала необходимо обеспечить двигатель чистым воздухом:
Первый вариант. Набор фильтров UNI номер 371-0870
В штатный короб / "Airbox" / устанавливается поролоновый фильтрующий элемент. Он имеет достаточно большую толщину и плотность, по размеру и структуре чем-то похож на "губку" для мытья автомобилей. Фильтр, как и остальные поролоновые элементы этой системы - пропитывается специальным маслом. |
|
Вместо штатной резиновой прокладки крышки короба воздушного фильтра - устанавливается поролоновая. Она обеспечивает практически идеальное уплотнение стыка, но несет в себе опасность - так как длина крепежных саморезов крышки осталась прежней, а толщина прокладки стала больше - резьбу под эти винты теперь чрезвычайно легко можно "сорвать".- что и приходится наблюдать на доработанных подобным образом мотоциклах, как результат не квалифицированного обслуживания. |
|
Внутри переднего обтекателя у КТМа есть 2 воздуховода, являющиеся так же частью резонансной системы впуска. Внутрь них устанавливаются так называемые "носки" - трубчатый поролоновый фильтр грубой очистки. Размер ячеек в нем более крупный, и очищает он лишь от больших частиц пыти. Таким образом этот элемент является предфильтром, предназначенным лишь для увеличения срока службы основного фильтрующего элемента. |
Такая система обеспечивает практически полную очистку входящего воздуха от абразивных частиц, но - как недостаток, имеет огромное сопротивление.
К тому же - воздуховоды КТМа играют роль резонатора, а поролоновый "наполнитель" в них - создает поглощение колебаний и ухудшение добротности, как следствие - впускной тракт мотоцикла работает некорректно.
Мощность мотоцикла становится меньше "стоковой", и никакими настройками ее не вернуть на прежний уровень.
Подобный комплект можно порекомендовать к использованию в условиях сильно загрязненного воздуха - например, в песчаной местности.
Второй вариант фильтра для KTM. Rottweiler Performance RIS-1190
Представляет из себя круглый поролоновый фильтр-"нулевик", устанавливающийся на дроссельный узел напрямую, без штатного короба. В зависимости от поставки - в комплект так же могут входить алюминиевые диффузоры, настроенные под изменившуюся длину впускного тракта. Очищающие свойства у такого фильтра, разумеется - хуже чем у стандартного - но он не подсасывает пыль через "заводские" щели в аирбоксе.
|
Преимущества фильтра Rottweiler - отсутствие проблем с потерей мощности (при соответствующей настройке), недостатком является более сложный монтаж фильтра - требуется полная замена штатного короба и установка заглушек системы SAS.
Давайте сравним динамические характеристики двигателя мотоцикла с разными вариантами воздушных фильтров:
На приведенном выше изображении присутствуют 3 диаграммы ВСХ (внешней скоростной характеристики). Мощность приведена с пересчетом на коленчатый вал двигателя, атмосферная коррекция значений выполнена по стандарту SAE.
Красный график - заводской воздушный фильтр. Максимальная мощность = 144.1 лс
Зеленый график - поролоновый элемент UNI и предфильтры во впусных патрубках. Максимальная мощность =131.9 лс
Синий график - фильтр ROTTWEILER установленный вместо заводского короба. Максимальная мощность = 149.4лс
Можно сделать выводы, что замена одного лишь воздушного фильтра не приводит к существенному увеличению мощности по сравнению с паспортной.
Поэтому, наше мнение - КТМ настраивать целесообразно (разумеется, после полной замены выпускной системы, или установки "слипона" с удалением катализатора) - либо на штатном воздушном фильтре, либо на Rotweiller и его аналогах.
Решения, требующие установку поролоновых предфильтров - сильно ухудшают характеристики впускного тракта, и нет смысла тратить время и деньги, пытаясь получить хорошую отдачу мощности у двигателя - "задушив" его по воздуху.
Настройка KTM 1190 Adventure
На момент написания статьи - не существует возможности настройки этого мотоцикла на мощностном стенде при помощи перепрошивки штатного ECU (блока управления двигателем). Система управления новая, диагностический интерфейс заменен с K-Line на CAN, и протоколы связи по шине данных стали совершенно другими.
После замены некоторых датчиков - существует возможность установки на "адвенчер" блока управления от KTM RC8R - для него у нас имеется спец.оборудование, позволяющее произвольно изменять настройки системы впрыска и зажигания. Недостаток данного решения - утрата многих дополнительных функций (например электроподвеска). Преимущество - гибкость в управлении двигателем. Если Вы строите мотоцикл на базе ADV 1190 под участие в спортивных мероприятиях и желаете "вынуть" из мотора все - возможно, установка "мозгов" от RC8 - станет Вашим выбором.
Для остальных пользователей, желающих сохранить функциональность мотоцикла - мы можем предложить настройку на стенде при помощи внешних блоков, таких как КЛОН (контроллер нашей собственной разработки), или PowerCommander.
Сравним результаты:
Заводской, не модифицированный КТМ 1190 - имеет мощность на коленчастом валу, составляющую 144.1 лошадиную силу в стандарте SAE:
Можно видеть, что состав смеси после 5000 оборотов - обогащен, что говорит о попытке снизить температуру в камере сгорания для уменьшения количества оксидов азота (NOx) в отработанных газах, а повышенное содержание CO и CH - компенсируется достаточно эффективным каталитическим нейтрализатором. В данном эксперименте пробоотборник газоанализатора подключен ДО катализатора для получения корректной диаграммы состава смеси.
Сам элемент катализатора показан на фотографии. Несмотря на запреты экологов - его мы рекомендуем удалять, либо устанавливать систему полного выпуска:
Второй график - мотоцикл настроен на мощностном стенде при помощи системы Dynojet Power Commander:
На графике видно значительное увеличение мощности. Пиковое значение составило 157 лошадиных сил - но, работу двигателя нельзя назвать полностью корректной. Посмотрите на цифры с газоанализатора - измеряемая ШДК число в некоторых местах ВСХ принимает значения более 15:1 единиц. Не стоит полностью доверять только лишь "лямбде". Проблема в том, что в работе ДВС существует так называемая "фаза перекрытия". Момент, когда открыты впускной и выпускной клапан одновременно, продувка. Показания газоанализатора на базе широкополосной лямбды очень сильно зависят от количества воздуха, прошедшего в этот момент в выпускной тракт. |
Так как PowerCommander изменяет фазу впрыска, но не позволяет ее настраивать - получаем, что форсунка подает топливо не на открытый клапан, а в другой момент времени - что приводит к "капельному" топливообразованию. На ресурс мотора этот фактор не оказывает влияния, но значительно увеличивается расход топлива и искажает показания "альфометра", вводя в замешательство начинающих мотористов.
Как результат - самый популярный метод настройки (по составу смеси с лямбды) оказывается полностью неработоспособным.
Корректно подобную систему можно настроить только применяя аналитический 5и компонентный газоанализатор, контролируя содержание в выхлопе СH, CO2 и других газов, не обращая сильное внимание на CO и O2 (который измеряет стандартная "лямбда"). Так же неплохой методикой является поиск значения коррекции топлива, обеспечивающее максимальный крутящей момент (в "статике", с применением нагрузочного модуля стенда), с контролем детонации и температуры выхлопа.
Несмотря на крайне высокую стоимость и малый ресурс подобного оборудования, при настройке штатных блоков управления, либо PowerCommander'ов - мы применяет оба этих метода в зависимости от конфигурации мотоцикла.
Для более точной настройки так же можем предложить вариант установки системы управления нашей собственной разработки CLONE.
Блок является альтернативой PowerCommander'у, с возможностью регулировки фазы впрыска и имеющий более надежное механические исполнение: фрезерованный на CNC корпус, авиационные герметичные разъемы, заливку платы специальным эластичным составом для защиты от вибрации.
На изображении ниже приведен график со стенда после настройки Adventure при помощи блока "КЛОН":
Так как КЛОНом можно отрегулировать не только количество подаваемого топлива, но и момент открытия форсунки (фазу впрыска) - получилось достичь несколько большей мощности по сравнению с "коммандером" - она составляет теперь 161.6 л.с. Плюс - сигнал с широкополосного датчика кислорода (ШДК) всегда находится в оптимальном диапазоне, показывая что двигатель работает в режиме, близком к заводскому. |
Таким образом, на данный момент времени существует 2 способа настройки КТМ на мощностном стенде - при помощи Dynojet PowerCommander или блока AES CLONE.
PowerCommander быстрее установить и настроить, все работы занимают один рабочий день.
CLONE - более сложная система, ее установка и настройка требует 2-3 дня. Преимуществом является возможность настройки фазы впрыска. Как результат - более корректная работа двигателя мотоцикла и меньший расход топлива.
Перед настройкой мотоцикла на стенде - мы изготавливаем и устанавливаем заглушки системы рециркуляции выхлопа (SAS) и дополнительные гайки, если настройка выполняется с применением широкополосных лямбда-зондов: