Настройка мотоцикла на диностенде при помощи Bazzaz
Топливный контроллер Bazzaz - альтернатива известному блоку Dynojet PowerCommander, предназначенному для настройки мотоциклов. Основная функция - при установке на мотоцикл, данный "сабкомпьютер" дает возможность произвольно изменять количество подаваемого топлива в зависимости от режима работы ДВС по специальной таблице. |
Существуют 2 варианта контроллеров.
Bazzaz Z-Fi - минимальная комплектация. Управление только количеством подаваемого топлива.
Z-FI + TC + QS - более сложная версия, включающая в себя алгоритм трекшн контроля (антипробуксовочная система) и квик-шифтер.
Так же Баззаз производит дополнительные модули Z-AFM (широкополосный датчик кислорода для автоматической атмосферной коррекции) и Z-Bomb - "обманку" на датчик включенной передачи для мотоциклов Suzuki и Honda.
Контроль за количеством подаваемого топлива реализован таким же способом, как в PowerCommander или КЛОН - доп.блок включается в проводку между штатным "мозгом" мотоцикла и дроссельным узлом, позволяя изменять длительности подаваемых на форсунки импульсов.
Более длинный импульс = большее время открытия форсунки = больше подаем топлива. В теории все просто, но по факту этот метод имеет серьезный недостаток - внося задержку в контур управления, Bazzaz изменяет фазу впрыска - что может приводить к некоторым сложностям в его настройке.
Так же Баззаз подключается к датчику положения дросселя. По величине открытия заслонки оценивается текущая нагрузка на ДВС. В отличие от PowerCommander'а - метод измерения оборотов более точный, используется сигнал датчика положения коленвала.
Недостаток - отсутствие в программе алгоритма "ускорительного насоса", позволяющего вносить дополнительную коррекцию подачи топлива в зависимости от углового ускорения коленвала.
Второй недостаток - нет поцилиндровых коррекций. Они особенно важны при настройке V-образных двигателей.
Преимущество - блок подключается к верхнему и нижнему ряду форсунок. PC V только в нижнему, требуется Secondary Fuel модуль для подключения к верхнему.
Алгоритмы антипробуксовки довольно примитивны, и на наш взгляд - пригодны только для эксплуатации в условиях идеального трека, так как они не учитывают угла наклона мотоцикла, нагрузку, ожидаемый крутящий момент и многие другие факторы.
По сути, метод работы простейший - считается, что на определенной передаче, с отпущенным сцеплением - скорость набора оборотов зависит лишь от мощности двигателя и массово-инерционных свойств мотоцикла. Если RPM растет слишком быстро, в разы превышая стандартные значения для данной передачи - имеет место пробуксовка колеса.
Подобное упрощение - конечно же, работает - но требует от пилота в процессе езды - непрерывной регулировки чувствительности программного компаратора при помощи ручки управления. Нужно все время "балансировать", подбирая положение регулятора - например, если система "душит" мотоцикл слишком рано - уменьшать чувствительность.
Датчик квикшифтера - напротив, сделан достаточно оптимально. Используется тензорезистор, устанавливаемый на лапку КПП и отдельный контроллер управления, позволяющий регулировать чувствительность его срабатывания.
Для настройки мотоцикла на стенде - достаточно базовой версии Z-Fi.
Перед установкой - мотоцикл частично разбирается. На систему дожига выхлопа (SAS, PAIR) - устанавливаются заглушки.
Штатные лямбда-зонды отключаются. Иногда вместо них в разъем устанавливается заглушка, поставляемая в комплекте с "Баззазом". Иногда - эта заглушка не работает (пример - Yamaha R6) и мы устанавливаем свою. |
После того как удалена вся экология - производители Bazzaz рекомендуют установить Z-Bomb. Суть этого устройства - 2 резистора, 1 транзистор. Включается в разъем от датчика положения копирного вала, что заставляет мотоцикл видеть все время фиксированную передачу - ECU мотоцикла при этом утрачивает возможность определять фактический номер передачи.
Сделано это со следующей целью. На многих Suzuki GSX-R таблицы углов опережения зажигания на разных передачах - отличаются. На более нагруженных - угол позже. Установив "бомбу" от баззаза - блокируем зажигание на таблице с самым ранним углом. Мощность станет чуть выше, но и от детонации не далеко. Установив данное изделие на современный мотоцикл, и например - залив по ошибке в него 92 бензин - существенно уменьшаем ресурс двигателя.
После подготовки - устанавливаем доп.проводку контроллера. Как минимум - она подключается к верхнему и нижнему ряду форсунок. В случае с Z-FI TC - присутствует еще второй жгут, подсоединяемый в разрыв катушек зажигания и требуемый для работы трекшн-контроля и шифтера. |
Здесь таится проблема - работа шифтера сводится к кратковременному отключению катушек зажигания для снятия нагрузки с шестеренчатых пар КПП. В Suzuki "джиксерах" подобное прерывание не всегда остается незамеченным со стороны штатного "мозга", на что он может реагировать ошибкой - "неисправность 2 и 3 катушек зажигания".
Это является разновидностью нормы при работе с Bazzaz, но иногда мы принудительно отключаем диагностику катушек в ECU мотоцикла, либо устанавливаем дополнительную "обманку" на цепи питания катушек, что позволяет избавиться от навязчивой ошибки, появляющейся порой при каждом переключении передачи "вверх" при помощи квик-шифтера.
Следующий этап - при помощи врезных контактов, Z-FI подсоединяется к датчикам нейтрали, скорости и некоторым другим - для определения контроллером номера включенной передачи. Одна из функций в программе - возможность коррекции количества подаваемого топлива в зависимости от номера передачи.
Вещь абсолютно бесполезная и никогда не используется. Видимо, была попытка дать возможность настройщику ввести компенсацию по динамическому наддуву на скорости - но эксперименты показывают, что в зависимости от скорости движения меняется форма всей поверхности карты подачи топлива, и просто сдвигать ее "выше или ниже" на какое-то значение смысла нет.
Реально полезная вещь - изменяемые тайминги квикшифтера по номеру включенной передачи. Действительно, чтобы переключить КПП с первой на вторую - требуется больше времени, чем с 5 на 6 передачи. Длительности задержек обязательно подбираются при настройке мотоцикла на стенде.
Далее - после того как контроллер подключен к проводке, мы загружаем в его память "нулевую" карту и выполняем калибровки датчиков КПП и положения дроссельной заслонки. Предварительно, если это Suzuki - выполняется установка ноля датчика TPS мотоцикла - баззаз, нагружая цепь выхода потенциометра, влияет на его сигнал.
На этом установку контроллера можно считать оконченной.
Процесс последующей настройки выглядит так же как в случае с любым доп.компьютером - мотоцикл устанавливается на динамометрический стенд, подключается газоанализатор - и в режиме "on-line" выполняется коррекция таблицы коэффициентов подачи топлива.
При настройке баззаза - используется всего один зонд газоанализатора, так как поцилиндровых коррекций в данном контроллере все равно нет. |