Тюнинг квадроцикла Raptor 700
Квадроцикл Yamaha Raptor оснащен четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения, объемом 686 "кубиков" и мощностью всего 46,9лс на коленчатом валу. На этой странице мы покажем один из вариантов форсирования данного транспортного средства. |
Для начала - нам понадобится цилиндр увеличенного диаметра, поршень под него.
Измерительный инструмент и множество специфичных навыков и знаний.
После контроля геометрических размеров деталей - приступаем к сборке.
Ставим нижнюю прокладку - блок/цилиндр:
Собираем ГБЦ:
Используем специальный распределительный вал с измененным профилем кулачков:
Так как любое форсирование двигателя увеличивает давление в камере сгорания - во избежание прорыва газов в систему охлаждения - используем усиленную прокладку ГБЦ и более прочные, по сравнению с оригинальными - шпильки.
Прокладка ГБЦ имеет ряд особенностей. Во-первых, ее толщиной задана определенная степень сжатия.
Во вторых, она полностью медная - что обеспечивает лучший теплоотвод.
"Низ" блока - стандартный, за исключением коленчатого вала.
Так как подобные проекты достаточно сложны в настройке - например, может понадобиться замена каких-то частей двигателя, установка дополнительных датчиков - мы используем моторный диностенд.
Монтируем предварительно подготовленный двигатель от "Раптора" на станину динамометра:
Подключаем проводку и некоторые базовые датчики. На этой стадии становится возможным запуск мотора и проверка на утечки масла и прочих технических жидкостей:
Масло находится в отдельном бачке - что требует особого внимания при первых запусках.
Не зная некоторых нюансов прокачки системы - ее легко "завоздушить", и мотор окажется без смазки.
В выпускной коллектор вварены две гайки (вторая на фото не видна). В одну из них установлен широкополосный датчик кислорода ("лямбда"), во вторую на момент настройки устанавливается термопара для измерения температуры отработавших газов:
Вместо "звездочки" приводной цепи - на выходной вал мотора устанавливается адаптер для подсоединения нагрузки стенда.
Чтобы не допустить биений, разрушающих выходной подшипник вала - проставка центрируется при помощи часового микрометра:
Система охлаждения - большой радиатор слева. Его достаточно для 10-15 минут работы двигателя на "внешней" (100% дроссель),
чего более чем достаточно чтобы расплавить поршень качественно настроить двигатель.
При настройке на моторном стенде - обязательно контролируется температура охлаждающей жидкости одновременно на входе в помпу мотора, и на выходе из нее. Такое решение позволяет быть уверенным в стабильном температурном режиме мотора и позволяет оценить - хватит ли производительности штатной помпы для отвода увеличившегося количества тепла:
Общий вид моторного стенда. В глушитель установлен зонд дополнительного 5и компонентного газоанализатора.
Узел слева - индукционный тормоз, позволяющий имитировать любые нагрузочные режимы работы двигателя, измерять крутящий момент и мощность.
Штатная система впуска и выпуска заменены на прямоточные:
---------------------------------------------------------------------------------------
После первых тестов - выяснилось, что штатное сцепление и вал коробки передач не выдерживают. Частичная разборка узлов показало, что:
"классическое" сцепление, несмотря на "усиленные" диски - не способно передать крутящий момент. В результате чего оно пробуксовывает и сгорает.
Вал коробки КПП так же не рассчитан на работу в подобных режимах.
Выявился заводской дефект - известная "в узких кругах" проблема с сальником хвостовика коленвала:
Вал КПП заменен, установлено специальное сцепление с центробежным дожимом дисков, так называемое LockUp и мы продолжили тесты:
На этот раз все выдержало и мотор квадроцикла был полностью настроен.
Так как в комплекте с глушителем шел рестриктор - изменяющий газодинамику выпускной системы - было написано два набора карт подачи топлива и углов зажигания - для использования с установленным DB Killer'ом и без него.
В результате, мы получили 2 набора графиков с моторного стенда.
Первая диаграмма - без рестриктора. Полностью прямой выпуск.
Вторая диаграмма - рестриктор установлен:
Несложно заметить - во втором случае мощность меньше. Но, учитывая форму кривой крутящего момента (отсутствует "провал" на низких оборотах) - эта конфигурация двигателя наиболее приемлема для его эксплуатации.
После настройки - Заказчик получил подготовленный "по железу", настроенный мотор - и самостоятельно установил его обратно в квадроцикл:
p