Тюнинг KTM 690 SMC - EVO 2

Мотоцикл KTM 690 SMC R построен на базе одноцилиндрового четырехтактного двигателя водяного охлаждения, объемом 690куб.см и имеет заявленную производителем мощность в 67 л.с.

KTM предлагает для его усовершенствования - готовые решения в виде двух вариантов набора, предназначенного для увеличения мощности - EVO 1 и EVO 2 Kit.

EVO 1 состоит из модифицированной крышки короба воздушного фильтра и прямоточной выпускной системы фирмы Acrapovic.

EVO 2 - более интересен. Этот набор предполагает полную замену короба фильтра, установку системы Acrapovic - и, самое интересное - в его комплекте поставляется распредвал с другой формой кулачков.

 

KTM 690 SMC R
кит EVO 1 Кит набор EVO 2
Набор KTM EVO 1 Комплект KTM EVO 2 

Для эксперимента - чтобы изучить, какие характеристики можно снять с двигателя одноцилиндрового КТМа - не прибегая к серьезным доработкам - был выбран именно EVO 2.

Начнем с того, что проверим - действительно ли выдает мотоцикл заявляемую производителем мощность. Записываем график внешней скоростной характеристики (ВСХ) на стенде. 
Результат оправдывает ожидания - новый мотоцикл без пробега показывает 67.7лс на 6886RPM - что, учитывая погрешности измерения - совпадает с паспортными данными.

График мотоцикла SMC

 

В заводской комплектации - короб воздушного фильтра имеет внушительные габариты и занимает практически все пространство под сиденьем. Забор воздуха сделан через плоский изогнутый патрубок в верхней части "AIRbox'а". Аккумулятор установлен в отсеке за корпусом фильтра, ближе к хвостовой части мотоцикла и зафиксирован при помощи дюралюминиевой скобы, крепящейся двумя винтами к раме.

Рядом находится реле стартера, блок управления двигателем и большая часть остальной электроники мотоцикла.

Аккумулятор KTM
Корпус воздушного фильтра Корпус фильтра KTM

 Особый интерес представляет 6и контактный диагностический разъем, закрытый технологической заглушкой - и потенциометр с нанесенной на его корпусе шкалой: он находится внутри резиновой оболочки и крепится к планке, на которую так же установлены силовые реле.

Штатный воздушный фильтр мотоцикла выполнен из гофрированной бумаги и имеет прямоугольную форму. Стоит заметить, что он не создает излишнего сопротивления - фильтры подобной формы и размера устанавливаются на автомобильные двигатели мощностью около 100 лошадиных сил, в данном случае мы имеем всего лишь 67. По этой причине, замену фильтра на аналогичный нулевого сопротивления - без замены корпуса - мы сочли нецелесообразной.

OEM фильтр KTM 690

 

Используя в качестве основы для расчетов - математические уравнения, опубликованные в работе А.И.Комкина "О ВЫБОРЕ ПАРАМЕТРОВ РЕЗОНАТОРА ГЕЛЬМГОЛЬЦА В УЗКОМ КАНАЛЕ" - пришли к выводу, что геометрия впускного тракта оптимизирована в первую очередь для снижения уровня шума от всасываемого воздуха.

Характерных рабочих частот, обычно используемых для повышения эффективности двигателя - обнаружено не было.

Распредвал, поставляемый в комплекте EVO 2 - имеет более широкую фазу впуска, и как следствие - фазу перекрытия, что увеличивает объемное наполнение на  высоких оборотах двигателя, но ухудшает его в зоне малых нагрузок. Механизм декомпрессора не изменен, высота подъема клапана так же осталось прежней.
Новый распредвал находится слева; стандартный заводской вал - справа.

Сравнение распредвалов КТМ Валы от KTM

 

Грамотный специалист может заметить, что на графике с динамометра, приведенном в начале статьи - кривая отношения воздух/топливо находится на уровне 15 единиц.  Это не ошибка подключения датчика, или "подсос" воздуха в выпускном тракте мотоцикла - а результат работы системы SAS.

Существует эмпирически выведенное нами правило - если есть законодательное требование о наличии какого-то узла на мотоцикле, отвечающего за экологию - значит, его нужно деинсталлировать в первую очередь.

Secondary Air System - тому не исключение. Хитроумный механизм, состоящий из лепесткового клапана на крышке ГБЦ и электромагнитного соленоида - нужен лишь для уменьшения времени разогрева катализатора с помощью подачи избыточного количества окислителя в выпускной тракт. система SAS
Открывая электромагнитный клапан в определенный момент - "мозг" мотоцикла подает чистый воздух внутрь выхлопного коллектора. Датчик на динамометрическом стенде показывает большее содержание кислорода, как следствие - бедную смесь. электро-клапан системы SAS

Этой системе, как и остальным "прихотям экологов" - однозначно прописываем дорогу в мусорное ведро. Для точной настройки двигателя - необходимо видеть истинный состав смеси отработанных газов.
Вместо лепесткового клапана - фрезеруется алюминиевая заглушка. Система шлангов и электромагнитный клапан удаляется, а в прошивке ECU мы отключили функцию проверки на наличие этого механизма.

Точно так же поступили и со штатным лямбда-зондом, который непрерывно контролирует - все ли экологические системы работают нормально, и регулирует состав смеси для достижения максимально "чистого" выхлопа.

Процедура замены распредвала - стандартная, и не требует особых комментариев, кроме того что после установки нового вала из комплекта EVO 2 - обязательно проводится проверка зазоров клапанов. распредвал EVO 2
ГБЦ КТМа со снятой крышкой Механизм грм со снятым распредвалом

 замена расредвала KTM

 

Стандартный AirBox меняется на фильтр нулевого сопротивления, одеваемый непосредственно на дроссельный узел. Так как установке новой системы впуска мешает аккумуляторная батарея - ее переносим в переднюю часть мотоцикла, используя специальный кронштейн. Силовые провода так же пришлось удлинить, а датчик температуры впускного воздуха теперь расположен на раме мотоцикла вблизи дроссельной заслонки.

нулевик на KTM 690

Новое крепление аккумулятора

 

После внесения изменений в "железо" мотоцикла - настроили таблицы управления в ECU при помощи динамометрического стенда:

настройка 690 SMC

 

В результате проведенных нами работ - мощность мотоцикла удалось увеличить до 76.3лс, что с учетом уменьшения его массы (за счет замены выпускной системы) обеспечило весьма существенную прибавку динамики в дорожных условиях.

Результат настройки KTM 690 SMC R