Обновлено 25.11.2011 11:57

Раздушка мотоцикла

Производители, руководствуясь требованиями законодательства и экологии в некоторых странах, устанавливают ограничители мощности и скорости на мотоциклы, "задушивают" их. Раздушка мотоцикла - это удаление ограничителей (рестрикторов) скорости или мощности.

Ограничители делятся на 2 вида - электронные, и механические .

Электронные ограничители

могут управлять:

1) Отключением подачи топлива или зажигания по превышению определенной скорости
2) Управление зажиганием - мотоциклы Suzuki на высших передачах используют более позднее зажигание, для создания более комфортной и плавной характеристики двигателя
3) Изменение состава смеси - как правило, новые мотоциклы имеют катализатор и лямбда зонд - в экологических целях. Катализатор наиболее эффективно работает на смеси в районе 14 единиц, а максимальная мощность достигается на несколько более богатой смеси. Лямбда, удерживая смесь на 14 - уменьшает мощность двигателя.
4) Передача + обороты - "мозги" измеряют номер передачи по соответствующему датчику, или по отношению скорость/обороты, и ограничивают обороты двигателя на заданную величину - тем самым, мотоцикл не разгоняется быстрее определенной скорости.
5) Самое распространенное - отсечка по оборотам - передаточные числа в коробке подбираются таким образом, чтобы мотоцикл не разгонялся более 300кмч.

Механические рестрикторы:

1)Уменьшение проходного сечения каналов впуска (заглушки в коробе воздушного фильтра, дроссельном узле и т.п.)
2)"заглушки" в выхлопе - это не только сужение выпускных каналов, но и разнообразные резонаторы, "отростки" (на 2Т моторах)
3)Катализатор - сам по себе является довольно сильным ограничителем мощности
4)Физическое отсутствие шестеренок 6-й передачи в коробке - ограничивает максимальную скорость
5)Кулачки распредвалов могут иметь другой профиль

Прошу обратить внимание - заслонки в выпускной системе (EXUP и т.д.), управляемые тросиком - это НЕ ОГРАНИЧИТЕЛИ, их удаление приведет только к потере мощности на низких оборотах!

Приборные панели 

Бывает, что производители ограничивают максимальную отображаемую скорость на спидометре мотоцикла цифрой в 155кмч. Это легко снимается перепрошивкой приборной панели.
Второй способ ограничения скорости - специальное введение положительной погрешности отображения скорости. Водитель видит заветные "320кмч", а на самом деле мотоцикл едет только 280. Такую погрешность так же можно убрать перепрошивкой панели, либо калибровкой датчика скорости.

Определить, задушен мотоцикл или нет - нам помогает диностенд . После замера, получив результат - максимальная скорость и мощность - мы сравниваем ее с данными производителя мотоцикла, доступными в Интернете или по каталогу Autodata. Если параметры различаются в разы - это означает, что мотоцикл был выпущен для внутрияпонского рынка, либо "задушен" по каким-то другим соображениям.

Далее, выполняется осмотр впуска/выпуска на предмет наличия в нем рестрикторов - они удаляются. При наличии катализатора  и лямбды - катализатор заменяется на пламегаситель, а вместо лямбды устанавливается специальная обманка, благодаря которой мозги "видят", что лямбда с катализатором есть и исправны.
После этого, следует повторный замер на стенде. Если ничего не изменилось - начинается поиск электронного ограничителя. Процесс этот творческий и не быстрый, используется мотор-тестер, многоканальный осциллограф и прочее измерительное оборудование. Так же, мы применяем имитаторы сигналов с датчиков, чтобы показать мозгам те параметры, которые хочет оператор диностенда. Например, можно заставить видеть мозги мотоцикла его скорость в 20кмч, хотя на стенде он "едет" все 300.
Или, сделать так чтобы ЭБУ видел все время 3ю передачу, и не "откатывал" зажигание на фактически включенной 6.

После того как результат достигнут - изготавливается соответствующий имитатор сигнала и устанавливается в мотоцикл. Одновременно решается задача - иногда, довольно сложная - как сделать, чтобы мозги видели нужные "фиктивные" параметры, а приборка показывала то что есть на самом деле.

В результате, 3 замер на стенде - смотрим результат. На данном этапе, в 99% случаев мотоцикл показывает правильные параметры. Но, есть исключение - моторы с "задушенной" версией распредвалов.

Тут есть 2 варианта.
1) Найти "правильный" профиль кулачков распредвала. После этого мы можем отдать Ваши валы на завод, где произведут доработку кулачков под правильный профиль.
2) Купить и установить распредвалы от "незадушенной" версии мотоцикла.

Под многие распространенные мотоциклы у нас имеется проверенная схема их "раздушки" (например, "снять заглушку в коробе воздушного фильтра, замкнуть контакты 12-24 на ЭБУ, установить сопротивление 3k в разрыв розового провода датчика n"), позволяющая раздушить мотоцикл в течение нескольких часов.

Если такой "схемы" нет - проводится исследование особенностей данной модели, с использованием динамометрического стенда, мотортестера и иного оборудования.

Как бы громко это ни звучало - не существует мотоцикла, который мы не можем "раздушить"! Ведь, все ограничители установленные одними людьми - могут быть удалены другими :) В качестве подтверждения, можно привести пример удаления довольно сложной системы ограничителей - описанный в статье Раздушка CBR 600 .